— люди моря и люди тундры. Народ разделялся на две большие хозяйственно-культурные группы: береговые рыболовы и охотники на морского зверя (нымыланы) и кочевые оленеводы (чавчувены). В комплексном хозяйстве береговых коряков сочетались зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Основные виды промысловых животных — тюлени, моржи и киты. В пищу собирали клубни и луковицы съедобных растений, моллюсков, яйца диких птиц, ягоды, орехи.
— народ, также проживающий на территории Якутии, Магаданской области и на Чукотке. В 1840-х гг. в поисках новых охотничьих угодий небольшие группы эвенов достигли Камчатки. Постепенно они обосновались на обширных безлюдных территориях центральной и западной частей Камчатки. В условиях изоляции за достаточно короткий период на Камчатке сформировалась группа эвенов, отличная по характеру хозяйства и по ряду элементов культуры от материковых единоплеменников.
— бесстрашные морские охотники. Основная часть алеутов живёт на Алеутских островах, островах Прибылова и на Аляске (США). Место компактного проживания российских алеутов — Командорские острова. Не позднее 1825 г. Российско-Американская компания переправила на Командоры (острова Беринга и Медный) с острова Атту 17 байдарок алеутов с семействами для ведения пушного промысла. Самоназвание народа — унанган. Традиционными формами хозяйствования алеутов являлись охота на калана и нерпу, добыча морских котиков и сивучей, отлов птиц, рыболовство и собирательство.
— потомки воинственного племени. Проживают на огромной территории — от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря. Оленные чукчи — кочевые оленеводы; приморские — оседлые охотники на морского зверя. В XVIII веке чукчи и кочевые коряки часто воевали между собой, столкновения прекратились лишь в 1781 году. Чукчи стали постепенно проникать на юг, вглубь корякской территории. На рубеже XIX—XX вв.еков часть из них перевалила через Корякский хребет и вышла на берега рек Апуки и Пахачи, где осталась кочевать.
— буквально означает «человек». Исконный ареал расселения этого этноса — юг Камчатки, Курилы, Сахалин, низовья Амура, а также Японские острова. По предположению учёных, первые айны появились здесь примерно 15 тысяч лет назад, однако неизвестно откуда они пришли. Традиционными занятиями айнов всегда являлись охота и рыболовство. В качестве оружия они чаще всего использовали короткий меч, ножи и лук, нередко с отравленными стрелами.
Основа хозяйства кочевых коряков — крупнотабунное оленеводство. Оленеводы летом и зимой жили в переносных каркасных ярангах. Тип поселения — стойбище из нескольких яранг. Оседлые коряки сооружали полуподземные жилища. Зимой коряки передвигались на оленьих и собачьих упряжках. Нымыланы плавали по рекам и выходили в море на кожаных и долблёных лодках.
Традиционные домашние промыслы — обработка дерева, кости, металла, камня, растительное плетение, выделка шкур. Занятия строго разделялись на мужские и женские.
Одежду шили из шкур оленя и ровдуги (сыромятной шкуры оленя без ворса, выделанной наподобие замши и окрашенной корой ольхи) нитками из сухожилий оленя, богато украшая орнаментом и подвесками. Верхняя одежда — кухлянка с капюшоном и нагрудником; женщины зимой надевали под неё меховой комбинезон. Традиционный головной убор — малахай, его форма отличалась у разных племенных групп. Главные праздники были связаны с родом занятий: у береговых коряков это осенний благодарственный праздник кита и морских млекопитающих, праздник первой рыбы, праздник спуска байдары, у кочевых — осенний праздник возвращения оленьих стад, праздник рогов, зимний праздник встречи солнца.
Мифический первопредок и культурный герой — проказник и шутник Ворон Куткинняку. До того, как принять христианство, все коряки — и кочевые, и оседлые — практиковали шаманизм. Они считали, что у каждого камня и дерева, у каждой горы и реки есть душа. Согласно их верованиям, мир населяют не только добрые, но и злые духи — нинвиты, насылающие болезни и прочие напасти. Чаще всего нинвиты не показывались людям. Увидеть их удавалось лишь изредка, когда они принимали обличье человекоподобных существ с длинными острыми зубами и горящими глазами. Чтобы задобрить нинвитов, коряки оставляли им подарки там, где обитали злые духи — возле могил, необычных скал, водопадов и горячих источников. Подношением могла служить просто щепотка табака.
Жилище камчатских эвенов — невысокий цилиндрическо-конический чум. Переселенцы многое переняли в хозяйстве и культуре от своих соседей — коряков и ительменов: например, упряжное оленеводство и оленьи нарты, собачий транспорт, запоры для ловли рыбы. Эвены преимущественно сохранили кочевой образ жизни, занимаясь комплексным промысловым хозяйством, сочетая таёжную охоту с рыболовством и оленеводством. Охотились на диких оленей, лосей, горных баранов, лесных и водоплавающих птиц и на все виды пушных животных. Пушнина почти целиком шла на продажу. Эвены ездили верхом на оленях, используя особые седла. В конце XIX века у быстринских эвенов появились лошади, на которых ездили летом на дальние расстояния. Традиционная распашная эвенская одежда была одинакового кроя для мужчин и женщин. Это кафтан из оленьего меха или ровдуги (сыромятной шкуры оленя без ворса, выделанной наподобие замши и окрашенной корой ольхи), не сходящийся на груди, и нагрудник длиной до колен. На севере Камчатки получила распространение зимняя глухая одежда корякского типа. С 30-х годов ХХ века большинство камчатских эвенов перешло к оседлости. Многие современные эвены постоянно живут на «рыбалках» — традиционных хозяйствах-стойбищах на берегах рек.
В XVIII веке эвены приняли христианство, однако сохранили элементы обрядности и нормы поведения, основанные на шаманизме.
Важную роль в морской охоте и рыбалке играла байдарка — каркасная лодка, обтянутая шкурой сивуча. С 1923-го года развитие получило разведение голубого песца и американской норки. Весной алеуты ловили морских птиц и собирали их яйца, а в зоне отлива — моллюсков и водоросли. Летом и осенью — ягоды и съедобные растения.
Жилищем служила «барабора» — видоизменённая традиционная полуземлянка. Каркас из жердей и досок обкладывали дёрном. Служивший входом верхний люк превращался в окно, боковая дверь вела в небольшие сени. С 1860-х годов стали строить американские каркасные дома. Традиционную одежду — длинную нераспашную рубаху (парку), командорские алеуты шили из грудок топорков и носили по погоде: то перьями внутрь, то наружу. Непромокаемые камлейки с капюшоном, штаны и сапоги-бродни шили из кишок сивучей или котиков. С конца XIX века в обиход вошли привозная одежда и обувь. На промысле использовали деревянные шапки-козырьки, а на праздничных представлениях — кожаные шапки с утиными «шеями» и «хвостами». Корзины, циновки и накидки плели из береговой травы. Все прибывшие на Командоры алеуты были православными, но долгое время сохраняли национальные культурные традиции.
Труднодоступность и изолированность Командор создали условия для сохранения уникальной островной субкультуры.
Основой хозяйства являлось крупнотабунное оленеводство. Мужчины ловили рыбу, охотились на горных баранов, медведей, росомах, волков, лисиц и песцов. Женщины собирали съедобные растения. Основное средство передвижения — олени, которых запрягали в нарты нескольких видов. Камчатские чукчи широко использовали собачьи упряжки.
Традиционное жилище — яранга со спальным пологом. В оленьих табунах использовались зимние меховые палатки. Стойбища насчитывали от одной до четырёх яранг
Одежда и обувь изготавливались из шкур и кожи оленя. Вся чукотская меховая одежда — двойная. Повседневная нижняя одежда шилась мехом внутрь, а в холодное время носили верхнюю, шитую мехом наружу, одежду.
Главные праздники камчатских чукчей — осенний праздник убоя оленей и весенний праздник рогов «Кильвэй», который отмечали после отёла важенок (взрослых самок северного оленя). Суть праздников — единение с окружающей природой через оленя. После праздников устраивались гонки на оленьих упряжках, спортивные состязания и игры. В основе религиозных верований и культа — одушевление окружающего мира. Чукчи, живущие на Камчатке, испытали большое влияние корякской культуры.
Впервые русские первопроходцы встретились с айнами в конце XVII столетия на Камчатке. В описании первых русских исследователей айны больше походили на цыган. Впервые столкнувшись с айнами, исследователи были поражены их внешностью: светлолицые, с европейским разрезом глаз, мужчины с густой бородой и усами — они разительно отличались от соседних народов монголоидного типа. Иван Крузенштерн писал так: «Народ айну — кроткий, скромный, доверчивый, вежливый, уважающий собственность… Бескорыстие, откровенность — их обычные качества. Они правдивы и не терпят обмана». К сожалению, айны все чаще стали подвергаться эксплуатации и притеснению со стороны русских. Уже в середине XIX столетия российские айны мало-помалу начали переселяться на японские территории.
Мореплаватель Иван Крузенштерн, писатель Антон Чехов и ссыльный польский этнограф Бронислав Пилсудский как‑то пытались отстаивать права айнов, однако их голоса в защиту малого народа никто не услышал. Когда по условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года («Об обмене территориями») Курилы отошли Японии, вместе с островами в Страну восходящего солнца автоматически переместились все курильские поселения айнов. Только 83 представителя этого этноса пожелали остаться в Российской империи. Они сообщили об этом 18 сентября 1877 года по прибытии в Петропавловск-Камчатский. Царское правительство предложило оставшимся айнам переселиться в резервацию на Командорские острова, на что они ответили отказом. Четыре месяца брели айны пешком, пока не дошли до камчадальской деревни Явино, где и решили обосноваться. Позднее рядом вырос ещё один посёлок айнов — Голыгино. Проведённая в 1897 году перепись констатировала, что в Голыгино проживают 57 айнов, в Явино — 33. После Русско-японской войны 1904−1905 годов положение российских айнов стало ещё хуже и ничуть не улучшилось в советскую эпоху. В частности, новые власти ликвидировали населённые пункты Голыгино и Явино, отправив всех жителей в селение Запорожье Усть-Большерецкого района Камчатского края. Со временем они ассимилировались с камчадалами.
В 1979 году этноним «айны» был вычеркнут из списка этнических групп СССР: народ был признан вымершим. Тем не менее айны выжили. По итогам переписи населения 2010 года айнами себя назвали 109 человек, 94 из них проживают на Камчатке. Однако, по заявлению этнологов, чистокровных айнов в России фактически не осталось.
Увидеть своими глазами, как живёт коренное население, – это не только познавательный для каждого путешественника опыт, но и путь к самой душе Камчатки, выраженной в её людях!