Такая разная земля с горячим сердцем

Богатства Камчатки

К
« Камчатскою землицею и Камчаткою просто называется ныне оной великой мыс. О состоянии Камчатки трудно вообще сказать, недостатки ли её больше, или важнее преимущества. Что она безхлебное место и не скотное, что великим опасностям от частых земли трясений и наводнений подвержено, что большая часть времени проходит там в неспокойных погодах, и что напоследок одно почти там увеселение смотреть на превысокие и нетающим снегом покрытые горы, или живучи при море слушать шуму морского волнения, и глядя на разных морских животных примечать нравы их и взаимную вражду и дружбу: то кажется, что оная страна больше к обитанию зверей, нежели людей способна. Но ежели напротив того взять в рассуждение, там здоровой воздух и воды, нет неспокойства от летнего жару и зимнего холоду, нет никаких опасных болезней. Зверей на Камчатке великое изобилие, в которых состоит и вящшее её богатство. Особливо же много на Камчатке медведей и волков, из которых первые летом, а последние зимою, как скот по тундрам ходят. Когда на устьях рек появится рыба, то медведи с гор стадами к морю устремляются, и в пристойных местах сами промышляют рыбу. Что касается до рек, то Камчатская земля ими весьма изобильна. Изобильна же Камчатка и озёрами, особливо по реке Камчатке, где такое их множество, что в летнее время нет там проходу сухим путём. Что касается до огнедышущих гор и ключей, то едва может сыскаться место, где бы на толь малом расстоянии, каково в Камчатке, такое их было довольство. »
амчатка. Удивительно живописный горный край с белоснежными вершинами вулканов, стремительными горными реками и россыпью голубых озёр. Земля вечных льдов, кипящих гейзерных фонтанов и первозданных уникальных ландшафтов. Такой видится Камчатка её гостям. Несмотря на существующий далеко на севере узкий перешеек, скованный вечной мерзлотой, обширными болотами и соединяющий полуостров с Азией, Камчатка, по сути, представляет собой скорее остров. Территория простирается с севера на юг почти на тысячу километров и особенности её природы в значительной мере обусловлены таким географическим положением. Несмотря на некоторое сходство как с Сибирью, так и с Северной Америкой, природа Камчатки по‑настоящему своенравна и уникальна.
Степан Крашенинников — русский этнограф, географ, ботаник, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, автор знаменитой книги «Описание Земли Камчатки», 1755г.
Животный мир Камчатки необычайно богат, и, конечно, самый главный его обитатель — это лосось. Камчатка — единственная территория в Азии, на которой представлены все виды тихоокеанских лососей, причём их обилие и плотность, с которой они заполняют нерестилища, потрясает. Реки иногда словно выходят из берегов, переполненные потоком серебристых стремительных тел, рвущихся к одним им ведомым родным ручьям и плёсам.

Каждый год летом и осенью на Камчатке практически в любой реке, в любом ручье или озере можно наблюдать изумительную картину лососёвого хода, брачных игр и нереста. Молодь, выбравшись из гнёзд и немного повзрослев, скатывается в океан, а уже через несколько лет возвращается обратно к родным берегам, неся с собой мощь и свежесть океанских просторов и завершая жизненный цикл воспроизводством уже своего потомства, тем самым обеспечивая возможность существования всем диким обитателям Камчатки — медведям, лисам, орланам, росомахам, норкам, соболям, выдрам и многим, многим другим.
Бурый медведь – «хозяин» Камчатки, что отражается и в его названии «камчатский» – обитает на полуострове в большом количестве. Летом берега каждой реки, каждого ручья, каждого озера населены этими животными, ловящими и поедающими рыбу в огромных количествах, чтобы накопить достаточно запасов энергии и пережить суровую камчатскую зиму.
Чем выше в горы, тем более низкорослой становится флора. Кедровый и ольховый стланик по вулканическим плато и склонам вулканов подползает к самой кромке снегов. Растения, «карабкаясь» между камней, на открытых местах образуют «альпийские» луга. На севере Камчатки растения не поднимаются выше полутора тысяч метров, выбирая пологие склоны гор. Здесь преобладают горнотундровые ландшафты с обильными ягодниками. Вершины гор и вулканов — это безжизненные россыпи камней.
Растительность Камчатки уникальна и сильно отличается от произрастающей в соседних частях Дальнего Востока. На Камчатке встречается множество эндемических видов растений, которые нельзя отыскать в других местах. Преобладающая древесная порода — каменная береза. Чрезвычайно плотная древесина этого вида берез позволяет им выдерживать неистовые зимние пурги даже на горных склонах и хребтах. Под ударами океанских ветров стволы и ветви каменных берез принимают причудливые изогнутые формы. Для травянистых растений Камчатки характерен гигантизм, в защищенных влажных распадках и долинах ручьев порой может скрыться даже человек. Особенно высок шеламайник, растущий по берегам рек. В центральной части полуострова, в широких речных долинах, укрытых от океанских бурь горными хребтами, простирается тайга: березы, ольха, тополя, лиственницы и ели вырастают здесь стройными и высокими. К побережьям, особенно холодному охотоморскому, спускается болотистая тундра, покрытая низкорослыми кустарниками.
Животный и растительный мир
Камчатка — земля огнедышащих гор, край древнего и современного вулканизма. Она по‑настоящему «усеяна» вулканами, которых выявлено более семи тысяч. За исключением 29 действующих и 160 потухших, великое множество из них уже прекратило свою деятельность. Около 12 процентов действующих вулканов всего мира сегодня сосредоточены именно здесь. Вулканы рождаются, переживают свою молодость и зрелость. У них разные судьбы и разные характеры. С возрастом, как и у людей, меняются их облик и поведение. Один и тот же вулкан, извергаясь, каждый раз проявляет свой грозный нрав по‑разному. Чтобы ощутить величие и красоту вулканов Камчатки, услышать, как стучат их неспокойные сердца, как дышат горы, как бьётся пульс Земли, стоит хотя бы раз самостоятельно покорить вершину активного вулкана. Такие впечатления невозможно забыть!
Цепи вулканов тянутся вдоль обоих побережий полуострова. Здесь около 60 тысяч лет назад начали расти крупные вулканические центры Центральной депрессии: массив Шивелуча и Ключевская группа, в которую входят самые высокие и самые активные вулканы Камчатки. Вулкан Ключевской — крупнейший действующий вулкан Евразии, самый высокий, самый мощный и самый продуктивный вулкан Камчатки. Вулканы Шивелуч и Плоский Толбачик привлекают к себе внимание как учёных-вулканологов, так и туристов окружающими их инопланетными пейзажами: кальдерами, канатными лавами, мёртвым лесом, пирокластическими и грязевыми потоками.
Вдоль побережья Авачинского залива хозяйничают вулканы Восточного пояса. К ним относятся и так называемые «домашние» вулканы — Корякский и Авачинский, расположенные в 30 километрах от городов Петропавловска-Камчатского и Елизово. Авачинский вулкан — любимый вулкан для желающих совершить восхождение на вершину действующего вулкана, пройти мимо фумарол и заглянуть в «душу» — его кратер. У подножия другого вулкана пояса — Кихпиныча — находится Долина гейзеров — одно из самых знаменитых мест Камчатки. Это громадное ущелье с пёстрыми туфовыми наслоениями и утёсами, на склонах и дне которого фонтанируют горячие воды. Практически все гейзеры и горячие источники расположены на площади в 3−4 квадратных километра. Здесь можно увидеть отложения гейзеритов: изысканно-красивые «кружева» из кремня, «вытканные» вокруг остывающих каскадов источников и гейзеров. Ритм деятельности гейзеров не одинаков. Период спокойствия может длиться от немногих минут до нескольких часов. Ранней весной в Долину приходят медведи, но привлекают их не фонтаны воды и пара, а молодая зелёная трава, появившаяся на тёплых склонах после снежной зимы. Рядом располагается кальдера Узон — обширная чаша, образованная взрывом огромного вулкана и усеянная горячими кратерными озёрами, грязевыми котлами с водорослями всех цветов радуги, которые живут в кипятке. А рядом с обжигающими и ядовитыми источниками прекрасно себя чувствуют медведи и лебеди, лисы и зайцы, северные олени и куропатки.
Вулканы Южной Камчатки располагаются к югу от Авачинской губы в треугольной зоне общей длиной 170 километров и шириной 100 километров. Большинство действующих вулканов тяготеют к восточной половине этой зоны, как бы продолжая линию вулканов Восточного пояса.

Практически все действующие вулканы находятся внутри кальдер. Вулкан Вилючинский возвышается над окрестными хребтами, как одинокий «князь», а водопад у его подножия радует туристов и зимой, и летом. В 70 километрах к югу от Петропавловска-Камчатского расположился вулкан Мутновский. По его борту проложена туристическая тропа. На вершине вулкана две воронки: Активная (дымит) и Юго-Западная (с озером).
Рядом располагается ещё одна туристическая достопримечательность — овраг Опасный, с вершины которого 80-метровым водопадом низвергается река Вулканная. Вулкан Горелый, ещё один представитель Южной группы. На вершине вулкана имеется 11 кратеров. Разнообразие кратеров и относительная доступность Горелого (к подножию пробита автомобильная дорога) делают его одним из наиболее зрелищных вулканов Камчатки.
Вулкан очень популярен у туристов, желающих покорить его вершину, но пребывание в его кратере требует особой осторожности, а в непогоду и туман, в кратере Мутновского могут скапливаться вредные и опасные газы, например, пары ртути.
Особенностью ещё одного вулкана — Ходутка, является огибающая вулкан с севера горячая, полноводная река Правая Ходутка, в которой любят принимать термальные ванны туристы. Между вулканами Ильинский, Камбальный и Кошелева раскинулось Курильское озеро, в центре которого расположился остров-вулкан Алаид. Курильское озеро — крупнейшее в Азии нерестилище лосося. Ежегодно в озеро заходит более двух миллионов особей нерки. К берегам озера сходятся десятки медведей, здесь зимуют сотни белоплечих орланов. Курильская нерка кормит всех: и чаек, и орланов, и лисиц, и медведей. Извержения вулканов в наше время волнуют людей и вызывают тревогу, смешанную с восхищением, точно так же, как и тысячи лет назад. Вулканы коварны, даже те, которые вычеркнуты из списка действующих и отнесены к категории «потухших». Таким, к примеру, до 1955 года считался вулкан Безымянный. Вулкан очнулся от тысячелетней спячки в сентябре, а 30 марта 1956 года в буквальном смысле прогремел на весь мир — началось его извержение. Но люди продолжают жить рядом с вулканами, пытаясь понять и предсказать их поведение, восхищаясь их уникальным разнообразием, богатой историей, сложным характером и незабываемой красотой!
Природа Камчатки не только радует глаз, исцеляя душу, но и лечит тело. Точнее, суставы, нервы, сосуды, заболевания кожи. Места с целебными источниками расположены по всей территории полуострова.
Наиболее благоустроенные, куда ведут дороги с асфальтовым покрытием, находятся вблизи Петропавловска — это термы Паратунской бальнеологической курортной зоны, «Зеленовские озерки» и озера с термальной водой рядом с посёлком Малки, где также добывают лечебную минералку. Есть свои поклонники и у источников возле посёлка Эссо, который за красоту окрестных пейзажей часто называют камчатской Швейцарией. Но большинство термальных источников находятся в труднодоступных местах, куда можно добраться только на автомобилях повышенной проходимости или долететь на вертолёте. Наиболее популярны у гостей полуострова горячие термальные источники природного парка «Налычево», расположенного в 70 километрах к северу от столицы Камчатки. Здесь, в окружении невероятных величественных конусов действующих и потухших вулканов, сосредоточено около 200 выходов источников. Если верить древней легенде, тот, кто окунётся в воды Налычевских источников на рассвете, с первыми лучами солнца, обретёт красоту, здоровье и вечную молодость.

  1. Дачные термальные источники расположены неподалёку от действующего вулкана Мутновский, поэтому туристы обычно отдыхают в них после долгого подъёма на огнедышащую гору. Эти источники часто называют «Малой Долиной гейзеров», поскольку естественный бассейн с минеральной водой и голубыми глинами находится посреди фумарольного поля, откуда вырываются из земли сотни струй пара и газа, так что становится сложно поверить, что ты по‑прежнему на родной планете — такой фантастической видится эта картина. Многие считают самыми красивыми источники, расположенные прямо в кальдере вулкана Ксудач, на берегу озера Ключевое. Постоянных ванн здесь нет, но выкопать яму в горячем песке несложно.
Существуют и Опалинские источники, Большие Банные в районе живописного горного массива Вачкажец, Карымшинские источники, расположенные в центре древнего потухшего вулкана, и Ходуткинские источники, которые дают начало целой термальной реке Горячей, не замерзающей даже зимой. На Камчатке каждый может найти идеальное место для отдыха под открытым небом в окружении заповедной природы — отдыха, с которым не сравнится ни один современный спа-комплекс!
Вулканы и гейзеры
Камчатка — земля огнедышащих гор, край древнего и современного вулканизма. Она по‑настоящему «усеяна» вулканами, которых выявлено более семи тысяч. За исключением 29 действующих и 160 потухших, великое множество из них уже прекратило свою деятельность. Около 12 процентов действующих вулканов всего мира сегодня сосредоточены именно здесь. Вулканы рождаются, переживают свою молодость и зрелость. У них разные судьбы и разные характеры. С возрастом, как и у людей, меняются их облик и поведение. Один и тот же вулкан, извергаясь, каждый раз проявляет свой грозный нрав по‑разному. Чтобы ощутить величие и красоту вулканов Камчатки, услышать, как стучат их неспокойные сердца, как дышат горы, как бьётся пульс Земли, стоит хотя бы раз самостоятельно покорить вершину активного вулкана. Такие впечатления невозможно забыть!
Цепи вулканов тянутся вдоль обоих побережий полуострова. Здесь около 60 тысяч лет назад начали расти крупные вулканические центры Центральной депрессии: массив Шивелуча и Ключевская группа, в которую входят самые высокие и самые активные вулканы Камчатки. Вулкан Ключевской — крупнейший действующий вулкан Евразии, самый высокий, самый мощный и самый продуктивный вулкан Камчатки. Вулканы Шивелуч и Плоский Толбачик привлекают к себе внимание как учёных-вулканологов, так и туристов окружающими их инопланетными пейзажами: кальдерами, канатными лавами, мёртвым лесом, пирокластическими и грязевыми потоками.
Вдоль побережья Авачинского залива хозяйничают вулканы Восточного пояса. К ним относятся и так называемые «домашние» вулканы — Корякский и Авачинский, расположенные в 30 километрах от городов Петропавловска-Камчатского и Елизово. Авачинский вулкан — любимый вулкан для желающих совершить восхождение на вершину действующего вулкана, пройти мимо фумарол и заглянуть в «душу» — его кратер. У подножия другого вулкана пояса — Кихпиныча — находится Долина гейзеров — одно из самых знаменитых мест Камчатки. Это громадное ущелье с пёстрыми туфовыми наслоениями и утёсами, на склонах и дне которого фонтанируют горячие воды. Практически все гейзеры и горячие источники расположены на площади в 3−4 квадратных километра. Здесь можно увидеть отложения гейзеритов: изысканно-красивые «кружева» из кремня, «вытканные» вокруг остывающих каскадов источников и гейзеров. Ритм деятельности гейзеров не одинаков. Период спокойствия может длиться от немногих минут до нескольких часов. Ранней весной в Долину приходят медведи, но привлекают их не фонтаны воды и пара, а молодая зелёная трава, появившаяся на тёплых склонах после снежной зимы. Рядом располагается кальдера Узон — обширная чаша, образованная взрывом огромного вулкана и усеянная горячими кратерными озёрами, грязевыми котлами с водорослями всех цветов радуги, которые живут в кипятке. А рядом с обжигающими и ядовитыми источниками прекрасно себя чувствуют медведи и лебеди, лисы и зайцы, северные олени и куропатки.
Вулканы Южной Камчатки располагаются к югу от Авачинской губы в треугольной зоне общей длиной 170 километров и шириной 100 километров. Большинство действующих вулканов тяготеют к восточной половине этой зоны, как бы продолжая линию вулканов Восточного пояса.

Практически все действующие вулканы находятся внутри кальдер. Вулкан Вилючинский возвышается над окрестными хребтами, как одинокий «князь», а водопад у его подножия радует туристов и зимой, и летом. В 70 километрах к югу от Петропавловска-Камчатского расположился вулкан Мутновский. По его борту проложена туристическая тропа. На вершине вулкана две воронки: Активная (дымит) и Юго-Западная (с озером).
Рядом располагается ещё одна туристическая достопримечательность — овраг Опасный, с вершины которого 80-метровым водопадом низвергается река Вулканная. Вулкан Горелый, ещё один представитель Южной группы. На вершине вулкана имеется 11 кратеров. Разнообразие кратеров и относительная доступность Горелого (к подножию пробита автомобильная дорога) делают его одним из наиболее зрелищных вулканов Камчатки.
Вулкан очень популярен у туристов, желающих покорить его вершину, но пребывание в его кратере требует особой осторожности, а в непогоду и туман, в кратере Мутновского могут скапливаться вредные и опасные газы, например, пары ртути.
Особенностью ещё одного вулкана — Ходутка, является огибающая вулкан с севера горячая, полноводная река Правая Ходутка, в которой любят принимать термальные ванны туристы. Между вулканами Ильинский, Камбальный и Кошелева раскинулось Курильское озеро, в центре которого расположился остров-вулкан Алаид. Курильское озеро — крупнейшее в Азии нерестилище лосося. Ежегодно в озеро заходит более двух миллионов особей нерки. К берегам озера сходятся десятки медведей, здесь зимуют сотни белоплечих орланов. Курильская нерка кормит всех: и чаек, и орланов, и лисиц, и медведей. Извержения вулканов в наше время волнуют людей и вызывают тревогу, смешанную с восхищением, точно так же, как и тысячи лет назад. Вулканы коварны, даже те, которые вычеркнуты из списка действующих и отнесены к категории «потухших». Таким, к примеру, до 1955 года считался вулкан Безымянный. Вулкан очнулся от тысячелетней спячки в сентябре, а 30 марта 1956 года в буквальном смысле прогремел на весь мир — началось его извержение. Но люди продолжают жить рядом с вулканами, пытаясь понять и предсказать их поведение, восхищаясь их уникальным разнообразием, богатой историей, сложным характером и незабываемой красотой!
Природа Камчатки не только радует глаз, исцеляя душу, но и лечит тело. Точнее, суставы, нервы, сосуды, заболевания кожи. Места с целебными источниками расположены по всей территории полуострова.
Наиболее благоустроенные, куда ведут дороги с асфальтовым покрытием, находятся вблизи Петропавловска — это термы Паратунской бальнеологической курортной зоны, «Зеленовские озерки» и озера с термальной водой рядом с посёлком Малки, где также добывают лечебную минералку. Есть свои поклонники и у источников возле посёлка Эссо, который за красоту окрестных пейзажей часто называют камчатской Швейцарией. Но большинство термальных источников находятся в труднодоступных местах, куда можно добраться только на автомобилях повышенной проходимости или долететь на вертолёте. Наиболее популярны у гостей полуострова горячие термальные источники природного парка «Налычево», расположенного в 70 километрах к северу от столицы Камчатки. Здесь, в окружении невероятных величественных конусов действующих и потухших вулканов, сосредоточено около 200 выходов источников. Если верить древней легенде, тот, кто окунётся в воды Налычевских источников на рассвете, с первыми лучами солнца, обретёт красоту, здоровье и вечную молодость.

Дачные термальные источники расположены неподалёку от действующего вулкана Мутновский, поэтому туристы обычно отдыхают в них после долгого подъёма на огнедышащую гору. Эти источники часто называют «Малой Долиной гейзеров», поскольку естественный бассейн с минеральной водой и голубыми глинами находится посреди фумарольного поля, откуда вырываются из земли сотни струй пара и газа, так что становится сложно поверить, что ты по‑прежнему на родной планете — такой фантастической видится эта картина. Многие считают самыми красивыми источники, расположенные прямо в кальдере вулкана Ксудач, на берегу озера Ключевое. Постоянных ванн здесь нет, но выкопать яму в горячем песке несложно.
Существуют и Опалинские источники, Большие Банные в районе живописного горного массива Вачкажец, Карымшинские источники, расположенные в центре древнего потухшего вулкана, и Ходуткинские источники, которые дают начало целой термальной реке Горячей, не замерзающей даже зимой. На Камчатке каждый может найти идеальное место для отдыха под открытым небом в окружении заповедной природы — отдыха, с которым не сравнится ни один современный спа-комплекс!
Вулканы и гейзеры
Океан — это не просто часть нашей жизни. Это нечто огромное, довлеющее, обуславливающее наше существование. Это источник жизни, родитель, щедро дарующий, заботливый и одновременно способный быть жестоким и неумолимым.
Тихоокеанский прибой — вовсе не тихий. Напротив, он неутомим, могуч и размашист, даже если стоит штиль и погода балует. Наверное, поэтому наши пляжи столь просторны и широки, столь манят прилечь на свою чёрную спину. Да, вы все правильно прочитали — они черны, как зола в камине. Вы когда‑нибудь видели по‑настоящему чёрный морской песок? Чёрный песок — продукт вулканической деятельности, он образовался из вулканических шлаков и отличается особенными свойствами. В ясные летние дни он сильно прогревается на солнце и хранит своё тепло много часов — поэтому так приятно лежать на берегу под шум прибоя, зарывшись в песок, даже если задувает прохладный океанский бриз. И не только люди находят удовольствие в таких процедурах. Многочисленные ластоногие — морские львы (сивучи) и морские котики, каланы, антуры и ларги, морские зайцы — частые посетители камчатских пляжей.
Камчатский шельф чрезвычайно богат разнообразной жизнью и удивляет своей первозданной подводной красотой. Множество видов моллюсков, иглокожих и рыб, царства морских водорослей, крабы и другие ракообразные, осьминоги, актинии (морские анемоны), губки и кораллы населяют морское дно, удивляя своей красотой, причудливой формой и насыщенной жизнью. Большинство из них являются ценнейшими промысловыми объектами. Нередко линию морского горизонта рассекают спины косаток и дельфинов, тучные тела китов громоздятся среди волн, выбрасывая струи воды на несколько метров над поверхностью. Пути их миграции пролегают через богатые рыбой воды Авачинского залива. Наблюдение за морскими исполинами поистине восхищает!
Прибрежные пляжи привлекают многих обитателей суши. Горные бараны и дикие северные олени могут выйти на берег в поисках соли. Надежда поживиться нередко приводит туда и хищников — медведей, росомах, лис и волков. Пляжи используются животными и в качестве миграционных путей. Именно так на Камчатку относительно недавно попали лоси. Весной береговая линия во многих местах покрывается птичьими базарами. Шумные, скандальные, слепящие своей пестротой скопления чаек, бакланов, кайр, топорков, старичков и других видов птиц усеивают скалистые утёсы и островки. Впечатляющую картину представляют стаи перелётных птиц, несущихся вдоль берега к местам своих гнездовий.
Определяющее влияние оказывает океан и на погоду на Камчатке. На побережье тепловые контрасты суши и моря минимальны. Долгая снежная зима вместе с дождливой осенью занимают почти две трети года, весна и начало лета запоздалые и быстротечные, погода влажная и ветренная. Зато вторая половина лета и начало осени радуют местных жителей и гостей Камчатки солнцем и теплом.
Океан
Щедрая камчатская земля стала гостеприимным домом для человека более десяти тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют древнейшие археологические памятники у Большого Ушковского озера, где было обнаружено 5 стоянок. Однако первые письменные свидетельства, которые знакомят нас с коренными жителями Камчатки, относятся к 50-м годам XVII века, когда камчатские земли начали осваивать казаки-первопроходцы. Тогда и состоялись их первые контакты с коряками, жившими на севере (пенжинские и олюторские), и ительменами (камчадалами), обитавшими южнее, по берегам реки Камчатки Уйкоаль до Авачинской губы. «Походы на Олюторский полуостров и в Коряцкую землю шли по двум встречным направлениям — с Анадыря на юг и с Охотска на север». Подробное этнографическое описание народов Камчатки — коряков, ительменов, курильцев (айнов) — дал атаман Владимир Атласов. Его экспедиция вышла на оленях из Анадырского острога в декабре 1696 года. Границей между ительменами и айнами на юге полуострова служили реки Опала и Голыгина (Нынгучу).
Сегодня принято выделять 5 групп коренных народностей Камчатки: ительмены, коряки, камчатские эвены, чукчи и командорские алеуты. У каждого из народов имеется и собственная неповторимая культура, и язык, и древние традиции с обычаями. Местные жители относят к коренным народам Камчатки и камчадалов — потомков обрусевших ительменов и русских переселенцев, а также ставших российскими подданными американцев, англичан, шведов.
Коренные жители Камчатки
— древнейший из коренных малочисленных народов Камчатки. Самым ранним памятникам их культуры более 5 тыс. лет. В конце XVII в. их численность достигала 18 тыс. человек. Традиционное зимнее жилище — полуземлянка со входом сверху. Летние жилища — шалаши на столбах (балаганы). Укреплённые поселения древних ительменов — своеобразные крепости со рвом и частоколом — часто располагались на береговых террасах. Зимой ительмены передвигались на собачьих упряжках по снегу, летом — на долблёных лодках (батах) по рекам.
Основной персонаж ительменского фольклора — Кутх или Ворон, создатель Камчатки; он же является основным героем сказок. Главный праздник ительменов — осенний «Алхалалалай» — «Очиститель грехов».
Основа их хозяйства — речное рыболовство. Идущую на нерест рыбу ловили, перегораживая часть реки запором из жердей с деревянной ловушкой — мордой или чиручем. Мужчины ловили рыбу, охотились (в том числе на морского зверя), изготавливали баты и нарты, строили жилища. Приготовление пищи у ительменов было традиционно мужским занятием. Женщины занимались собирательством, шили одежду, лечили травами. Посуду изготавливали из бересты и выдалбливали из дерева. Пищу готовили в деревянных корытцах — в них клали мясо или рыбу, заливали водой и варили при помощи раскалённых камней. В быту широко использовали изделия, сплетённые из травы: циновки, корзины, накидки. Для ловли рыбы плели сети из волокон крапивы. Одежда, сшитая из шкур оленей и пушных животных, украшалась пришитыми ремешками и длинными пушистыми опушками из собачьего меха. Традиционное мировоззрение ительменов связано с анимализмом, или одушевлением окружающего мира. Вулканы считались жилищами мёртвых и злых духов — гамулов.
— люди моря и люди тундры. Народ разделялся на две большие хозяйственно-культурные группы: береговые рыболовы и охотники на морского зверя (нымыланы) и кочевые оленеводы (чавчувены). В комплексном хозяйстве береговых коряков сочетались зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Основные виды промысловых животных — тюлени, моржи и киты. В пищу собирали клубни и луковицы съедобных растений, моллюсков, яйца диких птиц, ягоды, орехи.
— народ, также проживающий на территории Якутии, Магаданской области и на Чукотке. В 1840-х гг. в поисках новых охотничьих угодий небольшие группы эвенов достигли Камчатки. Постепенно они обосновались на обширных безлюдных территориях центральной и западной частей Камчатки. В условиях изоляции за достаточно короткий период на Камчатке сформировалась группа эвенов, отличная по характеру хозяйства и по ряду элементов культуры от материковых единоплеменников.
— бесстрашные морские охотники. Основная часть алеутов живёт на Алеутских островах, островах Прибылова и на Аляске (США). Место компактного проживания российских алеутов — Командорские острова. Не позднее 1825 г. Российско-Американская компания переправила на Командоры (острова Беринга и Медный) с острова Атту 17 байдарок алеутов с семействами для ведения пушного промысла. Самоназвание народа — унанган. Традиционными формами хозяйствования алеутов являлись охота на калана и нерпу, добыча морских котиков и сивучей, отлов птиц, рыболовство и собирательство.
— потомки воинственного племени. Проживают на огромной территории — от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря. Оленные чукчи — кочевые оленеводы; приморские — оседлые охотники на морского зверя. В XVIII веке чукчи и кочевые коряки часто воевали между собой, столкновения прекратились лишь в 1781 году. Чукчи стали постепенно проникать на юг, вглубь корякской территории. На рубеже XIX—XX вв.еков часть из них перевалила через Корякский хребет и вышла на берега рек Апуки и Пахачи, где осталась кочевать.
— буквально означает «человек». Исконный ареал расселения этого этноса — юг Камчатки, Курилы, Сахалин, низовья Амура, а также Японские острова. По предположению учёных, первые айны появились здесь примерно 15 тысяч лет назад, однако неизвестно откуда они пришли. Традиционными занятиями айнов всегда являлись охота и рыболовство. В качестве оружия они чаще всего использовали короткий меч, ножи и лук, нередко с отравленными стрелами.
Основа хозяйства кочевых коряков — крупнотабунное оленеводство. Оленеводы летом и зимой жили в переносных каркасных ярангах. Тип поселения — стойбище из нескольких яранг. Оседлые коряки сооружали полуподземные жилища. Зимой коряки передвигались на оленьих и собачьих упряжках. Нымыланы плавали по рекам и выходили в море на кожаных и долблёных лодках.

Традиционные домашние промыслы — обработка дерева, кости, металла, камня, растительное плетение, выделка шкур. Занятия строго разделялись на мужские и женские. Одежду шили из шкур оленя и ровдуги (сыромятной шкуры оленя без ворса, выделанной наподобие замши и окрашенной корой ольхи) нитками из сухожилий оленя, богато украшая орнаментом и подвесками. Верхняя одежда — кухлянка с капюшоном и нагрудником; женщины зимой надевали под неё меховой комбинезон. Традиционный головной убор — малахай, его форма отличалась у разных племенных групп. Главные праздники были связаны с родом занятий: у береговых коряков это осенний благодарственный праздник кита и морских млекопитающих, праздник первой рыбы, праздник спуска байдары, у кочевых — осенний праздник возвращения оленьих стад, праздник рогов, зимний праздник встречи солнца.
Мифический первопредок и культурный герой — проказник и шутник Ворон Куткинняку. До того, как принять христианство, все коряки — и кочевые, и оседлые — практиковали шаманизм. Они считали, что у каждого камня и дерева, у каждой горы и реки есть душа. Согласно их верованиям, мир населяют не только добрые, но и злые духи — нинвиты, насылающие болезни и прочие напасти. Чаще всего нинвиты не показывались людям. Увидеть их удавалось лишь изредка, когда они принимали обличье человекоподобных существ с длинными острыми зубами и горящими глазами. Чтобы задобрить нинвитов, коряки оставляли им подарки там, где обитали злые духи — возле могил, необычных скал, водопадов и горячих источников. Подношением могла служить просто щепотка табака.
Жилище камчатских эвенов — невысокий цилиндрическо-конический чум. Переселенцы многое переняли в хозяйстве и культуре от своих соседей — коряков и ительменов: например, упряжное оленеводство и оленьи нарты, собачий транспорт, запоры для ловли рыбы. Эвены преимущественно сохранили кочевой образ жизни, занимаясь комплексным промысловым хозяйством, сочетая таёжную охоту с рыболовством и оленеводством. Охотились на диких оленей, лосей, горных баранов, лесных и водоплавающих птиц и на все виды пушных животных. Пушнина почти целиком шла на продажу. Эвены ездили верхом на оленях, используя особые седла. В конце XIX века у быстринских эвенов появились лошади, на которых ездили летом на дальние расстояния. Традиционная распашная эвенская одежда была одинакового кроя для мужчин и женщин. Это кафтан из оленьего меха или ровдуги (сыромятной шкуры оленя без ворса, выделанной наподобие замши и окрашенной корой ольхи), не сходящийся на груди, и нагрудник длиной до колен. На севере Камчатки получила распространение зимняя глухая одежда корякского типа. С 30-х годов ХХ века большинство камчатских эвенов перешло к оседлости. Многие современные эвены постоянно живут на «рыбалках» — традиционных хозяйствах-стойбищах на берегах рек.

В XVIII веке эвены приняли христианство, однако сохранили элементы обрядности и нормы поведения, основанные на шаманизме.
Важную роль в морской охоте и рыбалке играла байдарка — каркасная лодка, обтянутая шкурой сивуча. С 1923-го года развитие получило разведение голубого песца и американской норки. Весной алеуты ловили морских птиц и собирали их яйца, а в зоне отлива — моллюсков и водоросли. Летом и осенью — ягоды и съедобные растения.
Жилищем служила «барабора» — видоизменённая традиционная полуземлянка. Каркас из жердей и досок обкладывали дёрном. Служивший входом верхний люк превращался в окно, боковая дверь вела в небольшие сени. С 1860-х годов стали строить американские каркасные дома. Традиционную одежду — длинную нераспашную рубаху (парку), командорские алеуты шили из грудок топорков и носили по погоде: то перьями внутрь, то наружу. Непромокаемые камлейки с капюшоном, штаны и сапоги-бродни шили из кишок сивучей или котиков. С конца XIX века в обиход вошли привозная одежда и обувь. На промысле использовали деревянные шапки-козырьки, а на праздничных представлениях — кожаные шапки с утиными «шеями» и «хвостами». Корзины, циновки и накидки плели из береговой травы. Все прибывшие на Командоры алеуты были православными, но долгое время сохраняли национальные культурные традиции.
Труднодоступность и изолированность Командор создали условия для сохранения уникальной островной субкультуры.
Основой хозяйства являлось крупнотабунное оленеводство. Мужчины ловили рыбу, охотились на горных баранов, медведей, росомах, волков, лисиц и песцов. Женщины собирали съедобные растения. Основное средство передвижения — олени, которых запрягали в нарты нескольких видов. Камчатские чукчи широко использовали собачьи упряжки. Традиционное жилище — яранга со спальным пологом. В оленьих табунах использовались зимние меховые палатки. Стойбища насчитывали от одной до четырёх яранг
Одежда и обувь изготавливались из шкур и кожи оленя. Вся чукотская меховая одежда — двойная. Повседневная нижняя одежда шилась мехом внутрь, а в холодное время носили верхнюю, шитую мехом наружу, одежду.

Главные праздники камчатских чукчей — осенний праздник убоя оленей и весенний праздник рогов «Кильвэй», который отмечали после отёла важенок (взрослых самок северного оленя). Суть праздников — единение с окружающей природой через оленя. После праздников устраивались гонки на оленьих упряжках, спортивные состязания и игры. В основе религиозных верований и культа — одушевление окружающего мира. Чукчи, живущие на Камчатке, испытали большое влияние корякской культуры.
Впервые русские первопроходцы встретились с айнами в конце XVII столетия на Камчатке. В описании первых русских исследователей айны больше походили на цыган. Впервые столкнувшись с айнами, исследователи были поражены их внешностью: светлолицые, с европейским разрезом глаз, мужчины с густой бородой и усами — они разительно отличались от соседних народов монголоидного типа. Иван Крузенштерн писал так: «Народ айну — кроткий, скромный, доверчивый, вежливый, уважающий собственность… Бескорыстие, откровенность — их обычные качества. Они правдивы и не терпят обмана». К сожалению, айны все чаще стали подвергаться эксплуатации и притеснению со стороны русских. Уже в середине XIX столетия российские айны мало-помалу начали переселяться на японские территории.
Мореплаватель Иван Крузенштерн, писатель Антон Чехов и ссыльный польский этнограф Бронислав Пилсудский как‑то пытались отстаивать права айнов, однако их голоса в защиту малого народа никто не услышал. Когда по условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года («Об обмене территориями») Курилы отошли Японии, вместе с островами в Страну восходящего солнца автоматически переместились все курильские поселения айнов. Только 83 представителя этого этноса пожелали остаться в Российской империи. Они сообщили об этом 18 сентября 1877 года по прибытии в Петропавловск-Камчатский. Царское правительство предложило оставшимся айнам переселиться в резервацию на Командорские острова, на что они ответили отказом. Четыре месяца брели айны пешком, пока не дошли до камчадальской деревни Явино, где и решили обосноваться. Позднее рядом вырос ещё один посёлок айнов — Голыгино. Проведённая в 1897 году перепись констатировала, что в Голыгино проживают 57 айнов, в Явино — 33. После Русско-японской войны 1904−1905 годов положение российских айнов стало ещё хуже и ничуть не улучшилось в советскую эпоху. В частности, новые власти ликвидировали населённые пункты Голыгино и Явино, отправив всех жителей в селение Запорожье Усть-Большерецкого района Камчатского края. Со временем они ассимилировались с камчадалами.

В 1979 году этноним «айны» был вычеркнут из списка этнических групп СССР: народ был признан вымершим. Тем не менее айны выжили. По итогам переписи населения 2010 года айнами себя назвали 109 человек, 94 из них проживают на Камчатке. Однако, по заявлению этнологов, чистокровных айнов в России фактически не осталось.
Увидеть своими глазами, как живёт коренное население, – это не только познавательный для каждого путешественника опыт, но и путь к самой душе Камчатки, выраженной в её людях!